В старых камышах

Поддавшись на рекламное предложение в областной газете, мы с братом решили порыбачить на одном из искусственно зарыбляемых водоемах, коих в последнее время много появилось в наших местах. Позвонили по указанному в объявлении телефону и выяснили, что приобрести путевки можно в рыболовном магазине в центре Саратова и там же узнать точное месторасположение пруда.
Продавец магазина уверил нас, что без рыбы мы не уедем:
— Карась ловится, карп, белый амур — один мужик на прошлой неделе там буквально обрыбился.
Отбросив в сторону сомнения, мы приобрели путевки и по карте, развернутой продавцом, уточнили дорогу к пруду.
С вечера подготовились основательно: я взял три спиннинга для донной ловли, зарядил телескопические (усиленные для ловли карпа) удочки с мононитью 0,17 мм и поставил крючки на крупного карпа. Поплавки у меня самодельные, вырезанные из пенопласта, с окрашенной в красный цвет верхней частью. Брат снарядил свои удочки так же, как и я, только поплавки поставил из гусиного пера.
Червей мы накопали навозных — они известные живчики. Учитывая, что в пруду водится белый амур — абсолютный вегетарианец, решили взять также для насадки вареной картошки и баночной кукурузы.

Брат вспомнил, как он раньше ловил амура и карпа на свежий огурец, поэтому мы положили в сумку и два этих пупырчатых зеленых овоща.
И вот рано утром, изрядно поплутав по степным дорогам, мы выехали к плотине искомого пруда. Передней располагались хозяйственные сооружения и сельхозтехника, за ней — сам пруд, представляющий собой небольшой каплеобразный водоем длиною около 2 км с буйной растительностью по берегам. На самой плотине возвышался домик охраны с мощным прожектором на самом верху, направленным в сторону пруда.
Хмурый охранник с заспанным лицом, спустившись со второго этажа вышки, проверил путевки и сухо объяснил правила ловли: ловить не больше чем двумя удочками либо донками, пойманного мелкого, около 500 г, карпа отпускать, ловить можно весь день и только с берега.
Судя по прибрежной линии, вода в пруду здорово упала. Зеленый, этого года камыш сиротливо стоял на сухом берегу, зато прошлогодний, желтый, находился в воде и тянулся вдоль берега по периметру пруда. Ширина камыша была около 10 м от кромки воды. То тут, то там в старых камышах раздавались всплески крупной рыбы.
Мы вышли с братом на сделанный из завезенного песка пляж, где на раскладном стульчике, закинув два спиннинга на глубину, сидел какой-то рыболов. На наши обычные в таких случаях вопросы о клеве он поведал, что клева практически нет, вчера за весь день поймал одного карпа на 2 кг, которой клюнул на нарезку мелкого карася, пойманного здесь же. Остальную насадку этот же карась молниеносно сдирает с крючка.
Между тем в 30 м от нас, уже за границей пляжа, в камышах раздался громкий всплеск какой-то рыбы.
— Играть — то играет, но не берет, пояснил он ситуацию.
Мы решили расположиться на том месте, где был всплеск. Разматывая удочки, я увидел, что одна из камышин начала шататься из стороны в сторону, затем другая…
Я решил закинуть удочки в окна среди камышовых зарослей. Поплавок на правой удочке с насаженной на крючок картошкой опустился в воду недалеко от того места, где была рыба. На левую удочку насадил кукурузу. Глубина — около 1 м.
И тут мелкие караси начали беспрерывно атаковать кукурузу. Картошку же они игнорировали.
Чтобы отвязаться от карасей (я понимал, что и червей они тоже не оставят в покое), насадил картошку и на левую удочку. Все стихло.
Я подкинул в воду вымоченного дробленого ячменя с кукурузой. Минут через десять возле правого поплавка угрожающе зашатался камыш, и черный хвост крупной рыбы, на секунду показавшись на поверхности, издал громкий всплеск.
Немного погодя поплавок подпрыгнул и медленно стал уходить под воду. Я подсек. Изогнувшаяся удочка отчаянно заскрипела. Понимая, что рыба в любой момент может завести леску за камыш и оборвать, я старался направить ее в свободные от камыша коридоры воды. Но рыба не желала сдаваться.
С большим трудом мне удалось подвести рыбу к берегу, где ее удачно подсачил брат. Это оказался белый амур весом под 2 кг. Выпущенный в сетчатый садок, он быстро успокоился, всплыв на поверхность и обнажив спину, словно подводная лодка.
Наделанный шум и поднятая со дна муть не позволяли надеяться на быструю поклевку, да еще рыболов с пляжа шумно пришел посмотреть на трофей и позаимствовать у нас картошки, выведав при этом, как ее лучше сажать на крючок.
Несколько слов об этой насадке. На мой взгляд, вареная картошка — наиболее универсальная и хорошо сидящая на крючке насадка. Я варю ее до полуготовности, чтобы вилка с трудом втыкалась в клубень, и снять его можно было только с усилием.
На рыбалке разрезаю ровными дольками размером примерно 0,8×2 см и насаживаю на крючок одну дольку.
Как только пляжный рыболов, сжимая в руке большую картофелину, ушел, на правой удочке поплавок пару раз дернулся и решительно лег на воду. После подсечки рыба резко рванулась в сторону, обмотав леску вокруг камыша, но, судя по рывкам под водой, сойти ей не удалось.
Я быстро снял штаны и, зайдя в воду, дошел до трепыхающейся рыбы. С трудом ухватив амура (а это был он) руками, вытащил его на берег. Как потом показало взвешивание, этот экземпляр оказался самым большим среди моих трофеев этого дня -3,2 кг. Затем в течение часа не было ни одной поклевки. У брата же на огурец, клюнул солидный карп весом около 3,5 кг.
Я решил поискать счастья в другом месте. Пройдя 400 м в противоположную от плотины сторону, я оказался в «хвосте» пруда, где было совсем мелко, около 30 — 50 см. Желтый камыш здесь был повсюду, и обрадованный его изобилием амур то тут, то там показывался на поверхности, издавая громкие звуки. Не успел я размотать удочку, как буквально в 3 м от меня всплыл неплохой экземпляр и начал ожесточенно долбить своей мощной головой одну из камышин. Я решил забросить крючок с картошкой ему прямо под нос.
На втором забросе насадка оказалась примо перед амуром. Увидев ее, амур неторопливо подплыл к ней, «понюхал», заглотил и поплыл дальше. Я подсек, но слишком резко — буквально вырвал у рыбы изо рта ее добычу. Однако амур ничуть не испугался и не придал значения странному исчезновению добычи.
После третьей попытки моя картошка снова настигла его. Амур жадно схватил ее и с быстротой щуки ринулся в глубину. После непродолжительной борьбы я вытащил красавца на берег. Он весил около 2 кг.
В тот день, используя принцип подбрасывания насадки рыбе под нос, я поймал еще двух амуров. Брату на одном месте удалось выловить четырех крупных карпов, из которых один клюнул на картошку, остальные на огурец. Удивительно, что амур так и не позарился на эту насадку ни у меня, ни у него. Установившаяся в обед жара и полное бесклевье в течение 2 часов дали нам понять, что пора сматываться.
А владельцам водоема, на котором рыбачили, я бы посоветовал заказать печать рекламных буклетов, места там красивейшие, сфотографировать и отдать профессионалам, а они уже из фотографий сделают красивый рекламный буклет, увидев который от поездки на рыбалку отказаться будет просто невозможно.